Министерство экономического развития Российской Федерации разработало проект Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Сейчас этот проект представлен на обсуждение представителям экспертного сообщества и бизнеса, ученым и коллегам из других ведомств. По итогам обсуждения предстоит доработка документа, и нам особенно важно понять, как документ воспринимается крупнейшими работодателями страны, получить критические замечания, которые помогли бы нам в дальнейшей работе над Стратегией. Инновационное развитие осуществляется через множество инициатив и проектов. Соответственно, необходимо понимать, как отдельные мероприятия, реализуемые разными органами власти на разных уровнях, взаимоувязаны между собой. В этом смысле цель Стратегии – связка программ и мер в целостную инновационную систему. Нам также хотелось бы, чтобы данный документ рассматривался как важный механизм принятия решений. Инновационная Стратегия, как мы ее видим, позволяет конкретизировать и операционализировать положения Концепции долгосрочного развития. Обеспечить связку между целями макроуровня, обозначенными в Концепции долгосрочного развития, и параметрами конкретных государственных программ, которые сейчас разрабатываются. В Стратегии мы отходим от узкого понимания инноваций и инновационного развития как собственно проведения исследований и разработок и коммерциализации их результатов. Без эффективного, динамично развивающегося исследовательского сектора инновационная экономика невозможна, но мы видим задачу шире. Отсюда три ключевых направления, заявленные в проекте Стратегии. Во-первых, в центре Стратегии - человек и национальный человеческий капитал. Если на предыдущем этапе глобальная конкуренция велась за доступ к природным ресурсам, к сырью, то в ближайшем будущем, как мы считаем, ключевым объектом конкуренции будут именно кадры, человеческие ресурсы. Исходя из этого, мы считаем, что упор должен быть сделан на развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле, не только через высшую школу. Это задача для всей системы образования, но необходима также и популяризация, пропаганда (в хорошем смысле) инновационной деятельности и инноваторства через музеи, СМИ, поощрение научно-технического творчества молодежи. В части развития человеческого потенциала опережающее накопление глобально конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров должно стать абсолютным приоритетом. Необходимо понимать, что за эти кадры мы конкурируем уже не только с развитыми странами, но все больше с нашими партнерами по БРИК, другими быстроразвивающимися странами. Во-вторых, мы исходим из того, что основным двигателем инновационного развития может и должен быть только бизнес. Инновационное развитие – это способ обеспечить рост благосостояния граждан России. И, в конечном счете, инновационное развитие может быть запущено только в том случае, если бизнесу будет выгодно стать инновационным. Кроме того, говоря об инновационном бизнесе, мы подчеркиваем, что создание национальной системы не означает создания замкнутой системы. Такая система не может существовать. Наши компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. При этом мы должны понимать, каким именно звеном в такой цепочке нам выгоднее всего быть. Здесь мы планируем существенную активизацию поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки. В-третьих, инновационным должно стать государство. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих здесь административных барьеров и ограничений. Одновременно государство должно само вести себя инновационно. Существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и проведения соответствующей политики через представителей государства в органах управления компаний с госучастием. Инструменты развития и поддержки инноваций должны быть выстроены в единую цепочку, обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях их вызревания, от зарождения идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок. Один из инструментов координации – это формируемые сейчас технологические платформы. Важный момент – модель координации национальной инновационной системы. Предлагается четко определить сферы ответственности различных органов власти и схему их взаимодействия, определить координирующую роль Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Мы считаем, что, учитывая объективные реалии, целесообразно и даже необходимо создание департаментов по инновациям в федеральных ведомствах, введение постов заместителей генерального директора по инновациям в ведущих компаниях с госучастием. large_1.jpg large_1.jpg

ПредпросмотрВложениеРазмер
hp-water-1680-1050-4678.jpg169.36 КБ

Комментарии (2)

Buy Cheap Cialis cialis von Автор: Гость

Отправить комментарий